Позвоните сейчас:
+7 (3822) 52-94-94
Анкета по оценке уровня развития электронного и онлайн-обучения в образовательной организации
Методы расчета рейтинга:
Каждый выделенный респондентом измеритель индикатора дает 1 или 0 баллов (измерители носят дополняющий характер). Рейтинг определяется суммой баллов полученных респондентом по соответствующей позиции, деленной на возможный максимум баллов по данной позиции. Сложные рейтинги подразумевают использование весовых коэффициентов.
«Свой ответ» в расчете рейтингов не учитывается.
В систему критериев мониторинга на наш взгляд должны входить три группы показателей, которые могут использоваться в расчете рейтинга образовательных организаций, анализе состояния и перспектив развития онлайн-обучения в регионе:
Базисные показатели развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в вузе, колледже;
Показатели, отражающие состояние и применение собственно онлайн-обучения в образовательной организации, дающие текущий срез состояния;
Показатели, учитывающие регистрируемые и конкретизируемые планы и перспективы развития онлайн-обучения, которые при этом ориентируют образовательную организацию участвовать в реализации Программы создания и развития Томского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения (ТРЦКОО) на период 2017–2025 гг.
В качестве ближайшего аналога разрабатываемой системы мониторинга предлагается взять систему мониторинга вузов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и использовать опыт проведения пилотного мониторинга сентября 2013 г. (http://monitoring-el.ru/, в настоящее время не действует).
«Базисные» показатели
1. В 2013 г. была разработана и внедрена (к сожалению, однократно) система мониторинга уровня развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузах России [1]. Система критериев построена на основе анализа опыта применения международных систем: ACODE (Australasian Council on Open, Distance and ELearning), QM (Quality Matters), eMM (E-Learning Maturity Model), E-xcellence, Pick&Mix. Использовалась трехуровневая иерархическая система мониторинговых оценок, которая включает 6 категорий, 17 показателей и 48 индикаторов. В качестве категорий системы мониторинга были обоснованы:
1) Стратегия и управление – признание электронного обучения в образовательной организации, как стратегического направления развития, наличие документов верхнего уровня, определяющих развитие электронного обучения;
2) Информационно-техническое обеспечение – готовность ИТ инфраструктуры к внедрению электронного обучения;
3) Учебно-методическое обеспечение – уровень развития процессов, связанных с электронными образовательными ресурсами;
4) Среда обучения – уровень развития электронной информационно-образовательной среды;
5) Поддержка – качество оказания информационно-технической поддержки студентов и сотрудников;
6) Количественные показатели - показатели масштаба применения ЭО и ДОТ в образовательной организации.
В мониторинге приняло участие 146 образовательных организаций.
2. Представляется, что для оценки «базиса» развития онлайн-обучения в образовательных организациях использованная в мониторинге система мониторинговых оценок сложна и громоздка, а для ее упрощения достаточно выделить из нее ключевые показатели. Как показали результаты мониторинга (см. [2] и рис. 1) соотношения значений категорий у всех групп примерно одинаково. У всех групп наименьшие значения имеют те же категории, что и для всех образовательных организаций. Это говорит об общих закономерностях для всей системы высшего образования и позволяет выявить наиболее проблемные для российских образовательных организаций области. Уровень оценки ниже среднего получили категории, связанные с вопросами стратегии и управления в области электронного обучения, развитием учебно-методического обеспечения. Крайне низкие значения имеют показатели масштаба применения электронного обучения, в то время как остальные 3 категории имеют достаточно хорошие средние значения. К сожалению, по результатам мониторинга, судя по всему, не был проведен более подробный анализ корреляций категорий, показателей и индикаторов, который мог бы показать более тонкие эффекты. Тем не менее, ясно, что в качестве ключевых можно вынести показатели и индикаторы категорий, получившие низкие значения (менее 50%). Среди показателей это (см. Рис. 2):
1) Политика в области внешних связей (категория 1)
2) Политика в области исследований и инноваций
3) Реализация образовательных программ (категория 3)
4) Электронные курсы
5) Количественные показатели по электронным курсам (категория 6)
6) Количественные показатели по студентам
7) Количественные показатели по преподавателям
3. Также следует учитывать степень влияния показателей на развитие онлайн-обучения в образовательных организациях. Представляется очевидным, что индикаторы выделенных выше показателей наиболее адекватно отражают требования и условия развития онлайн-обучения в образовательной организации:
8) Определены вопросы в области виртуальной мобильности студентов и использования ЭОР (показатель «4», категория 1)
9) Определены вопросы учета, распределения имущественных прав и публикации (в том числе открытой) созданных в вузе ЭОР (показатель «4», категория 1)
10) Проводятся мероприятия по непрерывному улучшению ЭО и ДОТ на основе мониторинга, обратной связи, самооценки, распространения лучших практик и внедрения инноваций (показатель «5», категория 1)
11) Вуз реализует образовательные программы, предполагающие применение исключительно ЭО с целью обеспечения возможности дистанционного освоения этих программ, в том числе лицами с ограниченными возможностями (показатель «8», категория 3)
12) Вуз реализует образовательные программы с использованием ЭОР, созданных сторонними разработчиками, и с применением сетевой формы реализации образовательных программ (показатель «8», категория 3)
13) К каждому курсу имеется описание в едином формате, предполагающем четкую фиксацию результатов обучения и технологии обучения (показатель «9», категория 3)
14) Стандарт уровня вуза включает единые требования к оформлению и технологиям, применяемым при разработке ЭОР (показатель «9», категория 3)
15) Вуз на регулярной основе занимается разработкой ЭОР (показатель «9», категория 3)
16) Количественные индикаторы показателей 15-17, категория 6.
Индикаторы 8 и 23 прямо относятся к критериям, замеряющим развитие онлайн-обучения в образовательных организациях, остальные определяют готовность образовательных организаций к использованию онлайн-курсов и применению технологий онлайн-обучения в собственных образовательных программах.
4. Изложенное выше не означает, что в систему мониторинга не должны входить показатели других категорий мониторинга 2013 г. Но по ним необходимо вводить очень ограниченный, «базовый» набор индикаторов, а весовые коэффициенты этих показателей при расчете рейтинга либо значительно ниже, либо приравниваются к нулю.
5. Дополнительными должны стать категории и показатели, которые отражают инновации по отношению 2013-14 гг., введенные новыми нормативными документами [3]. Это прежде всего относится к состоянию и использованию систем идентификации личности обучающегося и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
Показатели «собственно онлайн-обучения»
1. За основу могут быть приняты:
1) Индикаторы 8 и 23 системы мониторинга 2013 г. (см. выше)
2) Приложения к письму МОН РФ [4] о проведении мониторинга деятельности образовательных организаций ВО в области создания и размещения онлайн-курсов
3) Проект Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов [5]
4) Операциональные формулировки индикаторов 42-48 применительно к онлайн-курсам
2. Индикаторы 8 и 23 имеют следующие операциональные измеряющие формулировки, которые требуют лишь небольшой корректировки:
Индикатор 8:
документально определены в рамках реализуемых программ вопросы электронного обучения студентов в других вузах по отдельным курсам или модулям с признанием результатов обучения
документально определены вопросы электронного обучения студентов из других вузов (виртуальной академической мобильности) по отдельным курсам или модулям в вашем вузе
документально определены вопросы использования ЭОР, созданных другими организациями, при обучении студентов
документально определены вопросы передачи ЭОР, разработанных в вузе, для использования сторонними организациями
свой ответ
Индикатор 23:
вуз имеет договора о приобретении или передачи прав на использование ЭОР других вузов
вуз имеет договора о сетевой форме реализации образовательных программ с другими вузами или организациями
студентам предлагается на выбор несколько модулей, доступных в рамках сетевой формы реализации образовательных программ
решены вопросы интеграции ЭИОС вуза и ЭИОС других вузов для обеспечения доступа студента к ЭИОС вуза-партнера
свой ответ
3. Показатели, предложенные в письме МОН РФ от 12.05.2017 г. нуждаются в корректировке по типу количественных индикаторов 42-48
4. Уточнения формулировок и рабочие определения, отсутствующие в утвержденных нормативных актах предлагается брать из Методических рекомендаций [5]
Показатели, связанные с Программой Томского РЦК в области онлайн-обучения
1. Разработка данной системы показателей и операционализация индикаторов этой группы должна ориентироваться на решение г.о. следующих задач Томского РЦК [6]:
- Формирование и развитие профессиональных компетенций сотрудников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования в области создания и использования онлайн-курсов при осуществлении основных образовательных программ.
- Формирование компетенций у педагогических работников по организации профессиональной ориентации и работе с талантливыми детьми с использованием онлайн-курсов.
- Аттестация и сертификация сотрудников образовательных организаций в области онлайн-обучения.
- Повышение качества и обеспечение доступности обучения, как результат системного использования и разработки современного открытого образовательного контента.
- Совершенствование системы непрерывного образования на основе использования онлайн-курсов и технологий электронного обучения.
- Формирование системы консультативного сопровождения и методической поддержки сотрудников образовательных организаций региона по развитию онлайн-обучения, созданию онлайн-курсов и их использованию в учебном процессе.
- Широкое распространение практик успешного применения онлайн-курсов при реализации основных профессиональных образовательных программ и внедрение их в деятельность образовательных организаций региона.
- Формирование и развитие компетенций студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования Томской области, а также других субъектов РФ в области онлайн-обучения.
А также реализации мероприятий:
- формирование партнерской сети (2017-2025 годы).
- организация очного обучения и обучения с использованием онлайн-курсов сотрудников образовательных организаций ВО и СПО по вопросам создания и использования онлайн-курсов при реализации основных образовательных программ (2017-2025 годы).
- организация консультирования сотрудников образовательных организаций Томской области по вопросам создания условий для реализации виртуальной академической мобильности и размещения на ресурсе «одного окна» информации о возможности зачета результатов освоения онлайн-курсов в рамках основных образовательных программ (2017-2025 годы).
- информационное сопровождение обучающихся, осваивающих онлайн-курсы (2017-2025 годы).
- формирование компетенций обучающихся в области использования онлайн-курсов (2017-2025 годы).
- профессионально-общественное обсуждение возможностей онлайн-обучения (2017-2025 годы).
- распространение практик успешного применения онлайн-курсов при реализации основных профессиональных образовательных программ (2017-2025 годы).
- организация и проведение аттестации и сертификации в области онлайн-обучения сотрудников образовательных организаций (2017-2025 годы).
- материально-техническое обеспечение создания онлайн-курсов организациями Томской области (2018-2025 годы).
- создание онлайн-курсов с участием сотрудников, прошедших обучение по программам повышения квалификации (2018-2025 годы).
- вовлечение корпоративных структур в систему онлайн-обучения и развитие непрерывной переподготовки специалистов на основе открытых онлайн-курсов (2020-2025 годы).
Литература
Малинов М., Мочалов С., Третьяков В., Ермакова Л., Павлова Л., Кондратова О. Разработка системы показателей для мониторинга вузов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52). C. 10–13.
Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации // Парламентские слушания «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». 19.04.2014 г. - http://ode.susu.ru/dekanat/Zakonodatelstvo/PS19.05.2014MaterialMinobrnauki.pdf
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (утвержден приказом МОН РФ от 23.08.2017 г. № 816).
Письмо МОН РФ «О создании и размещении онлайн-курсов», №05-1388 от 12.05.2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов. Проект. http://fgosvo.ru/support/downloads/1943/?f=uploadfiles/proekty%20doc/proekt_onl.pdf