Регистрация

Позвоните сейчас:

+7 (3822) 52-94-94
1
Специалистам
подбор программ для повышения квалификации
2
Студентам
перезачеты, семинары
3
Школьникам
выбор профессии, открытые уроки, профориентация
4
Онлайн-консультант
информация о ТРЦКОО
и онлайн-обучении
Мониторинг

Мониторинг развития онлайн-обучения в образовательных организациях Томской области

Анкета по оценке уровня развития электронного и онлайн-обучения в образовательной организации

Методы расчета рейтинга:

  • Каждый выделенный респондентом измеритель индикатора дает 1 или 0 баллов (измерители носят дополняющий характер). Рейтинг определяется суммой баллов полученных респондентом по соответствующей позиции, деленной на возможный максимум баллов по данной позиции. Сложные рейтинги подразумевают использование весовых коэффициентов.

  • «Свой ответ» в расчете рейтингов не учитывается.



Заполнить анкету




Обоснование критериев и показателей мониторинга развития онлайн-обучения в образовательных организациях

В систему критериев мониторинга на наш взгляд должны входить три группы показателей, которые могут использоваться в расчете рейтинга образовательных организаций, анализе состояния и перспектив развития онлайн-обучения в регионе:

  • Базисные показатели развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в вузе, колледже;

  • Показатели, отражающие состояние и применение собственно онлайн-обучения в образовательной организации, дающие текущий срез состояния;

  • Показатели, учитывающие регистрируемые и конкретизируемые планы и перспективы развития онлайн-обучения, которые при этом ориентируют образовательную организацию участвовать в реализации Программы создания и развития Томского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения (ТРЦКОО) на период 2017–2025 гг.

В качестве ближайшего аналога разрабатываемой системы мониторинга предлагается взять систему мониторинга вузов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и использовать опыт проведения пилотного мониторинга сентября 2013 г. (http://monitoring-el.ru/, в настоящее время не действует).

«Базисные» показатели

1.      В 2013 г. была разработана и внедрена (к сожалению, однократно) система мониторинга уровня развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузах России [1]. Система критериев построена на основе анализа опыта применения международных систем: ACODE (Australasian Council on Open, Distance and ELearning), QM (Quality Matters), eMM (E-Learning Maturity Model), E-xcellence, Pick&Mix. Использовалась трехуровневая иерархическая система мониторинговых оценок, которая включает 6 категорий, 17 показателей и 48 индикаторов. В качестве категорий системы мониторинга были обоснованы:

1)      Стратегия и управление – признание электронного обучения в образовательной организации, как стратегического направления развития, наличие документов верхнего уровня, определяющих развитие электронного обучения;

2)      Информационно-техническое обеспечение – готовность ИТ инфраструктуры к внедрению электронного обучения;

3)      Учебно-методическое обеспечение – уровень развития процессов, связанных с электронными образовательными ресурсами;

4)      Среда обучения – уровень развития электронной информационно-образовательной среды;

5)      Поддержка – качество оказания информационно-технической поддержки студентов и сотрудников;

6)      Количественные показатели - показатели масштаба применения ЭО и ДОТ в образовательной организации.

В мониторинге приняло участие 146 образовательных организаций.

2.      Представляется, что для оценки «базиса» развития онлайн-обучения в образовательных организациях использованная в мониторинге система мониторинговых оценок сложна и громоздка, а для ее упрощения достаточно выделить из нее ключевые показатели. Как показали результаты мониторинга (см. [2] и рис. 1) соотношения значений категорий у всех групп примерно одинаково. У всех групп наименьшие значения имеют те же категории, что и для всех образовательных организаций. Это говорит об общих закономерностях для всей системы высшего образования и позволяет выявить наиболее проблемные для российских образовательных организаций области. Уровень оценки ниже среднего получили категории, связанные с вопросами стратегии и управления в области электронного обучения, развитием учебно-методического обеспечения. Крайне низкие значения имеют показатели масштаба применения электронного обучения, в то время как остальные 3 категории имеют достаточно хорошие средние значения. К сожалению, по результатам мониторинга, судя по всему, не был проведен более подробный анализ корреляций категорий, показателей и индикаторов, который мог бы показать более тонкие эффекты. Тем не менее, ясно, что в качестве ключевых можно вынести показатели и индикаторы категорий, получившие низкие значения (менее 50%).   Среди показателей это (см. Рис. 2):

1)      Политика в области внешних связей (категория 1)

2)      Политика в области исследований и инноваций

3)      Реализация образовательных программ (категория 3)

4)      Электронные курсы

5)      Количественные показатели по электронным курсам (категория 6)

6)      Количественные показатели по студентам

7)      Количественные показатели по преподавателям


image1.png
Рис. 1
image2.png
Рис. 2

3.      Также следует учитывать степень влияния показателей на развитие онлайн-обучения в образовательных организациях. Представляется очевидным, что индикаторы выделенных выше показателей наиболее адекватно отражают требования и условия развития онлайн-обучения в образовательной организации:

8)      Определены вопросы в области виртуальной мобильности студентов и использования ЭОР (показатель «4», категория 1)

9)      Определены вопросы учета, распределения имущественных прав и публикации (в том числе открытой) созданных в вузе ЭОР (показатель «4», категория 1)

10) Проводятся мероприятия по непрерывному улучшению ЭО и ДОТ на основе мониторинга, обратной связи, самооценки, распространения лучших практик и внедрения инноваций (показатель «5», категория 1)

11) Вуз реализует образовательные программы, предполагающие применение исключительно ЭО с целью обеспечения возможности дистанционного освоения этих программ, в том числе лицами с ограниченными возможностями (показатель «8», категория 3)

12) Вуз реализует образовательные программы с использованием ЭОР, созданных сторонними разработчиками, и с применением сетевой формы реализации образовательных программ (показатель «8», категория 3)

13) К каждому курсу имеется описание в едином формате, предполагающем четкую фиксацию результатов обучения и технологии обучения (показатель «9», категория 3)

14) Стандарт уровня вуза включает единые требования к оформлению и технологиям, применяемым при разработке ЭОР (показатель «9», категория 3)

15) Вуз на регулярной основе занимается разработкой ЭОР (показатель «9», категория 3)

16) Количественные индикаторы показателей 15-17, категория 6.

Индикаторы 8 и 23 прямо относятся к критериям, замеряющим развитие онлайн-обучения в образовательных организациях, остальные определяют готовность образовательных организаций к использованию онлайн-курсов и применению технологий онлайн-обучения в собственных образовательных программах.  

4.      Изложенное выше не означает, что в систему мониторинга не должны входить показатели других категорий мониторинга 2013 г. Но по ним необходимо вводить очень ограниченный, «базовый» набор индикаторов, а весовые коэффициенты этих показателей при расчете рейтинга либо значительно ниже, либо приравниваются к нулю.

5.      Дополнительными должны стать категории и показатели, которые отражают инновации по отношению 2013-14 гг., введенные новыми нормативными документами [3]. Это прежде всего относится к состоянию и использованию систем идентификации личности обучающегося и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

Показатели «собственно онлайн-обучения»

1.      За основу могут быть приняты:

1)      Индикаторы 8 и 23 системы мониторинга 2013 г. (см. выше)

2)      Приложения к письму МОН РФ [4] о проведении мониторинга деятельности образовательных организаций ВО в области создания и размещения онлайн-курсов

3)      Проект Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов [5]

4)      Операциональные формулировки индикаторов 42-48 применительно к онлайн-курсам

2.      Индикаторы 8 и 23 имеют следующие операциональные измеряющие формулировки, которые требуют лишь небольшой корректировки:

Индикатор 8:

  • документально определены в рамках реализуемых программ вопросы электронного обучения студентов в других вузах по отдельным курсам или модулям с признанием результатов обучения

  • документально определены вопросы электронного обучения студентов из других вузов (виртуальной академической мобильности) по отдельным курсам или модулям в вашем вузе

  • документально определены вопросы использования ЭОР, созданных другими организациями, при обучении студентов

  • документально определены вопросы передачи ЭОР, разработанных в вузе, для использования сторонними организациями

  • свой ответ

Индикатор 23:

  • вуз имеет договора о приобретении или передачи прав на использование ЭОР других вузов

  • вуз имеет договора о сетевой форме реализации образовательных программ с другими вузами или организациями

  • студентам предлагается на выбор несколько модулей, доступных в рамках сетевой формы реализации образовательных программ

  • решены вопросы интеграции ЭИОС вуза и ЭИОС других вузов для обеспечения доступа студента к ЭИОС вуза-партнера

  • свой ответ

3.      Показатели, предложенные в письме МОН РФ от 12.05.2017 г. нуждаются в корректировке по типу количественных индикаторов 42-48

4.      Уточнения формулировок и рабочие определения, отсутствующие в утвержденных нормативных актах предлагается брать из Методических рекомендаций [5]

Показатели, связанные с Программой Томского РЦК в области онлайн-обучения

1.      Разработка данной системы показателей и операционализация индикаторов этой группы должна ориентироваться на решение г.о. следующих задач Томского РЦК [6]:

-        Формирование и развитие профессиональных компетенций сотрудников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования в области создания и использования онлайн-курсов при осуществлении основных образовательных программ.

-        Формирование компетенций у педагогических работников по организации профессиональной ориентации и работе с талантливыми детьми с использованием онлайн-курсов.

-        Аттестация и сертификация сотрудников образовательных организаций в области онлайн-обучения.

-        Повышение качества и обеспечение доступности обучения, как результат системного использования и разработки современного открытого образовательного контента.

-        Совершенствование системы непрерывного образования на основе использования онлайн-курсов и технологий электронного обучения.

-        Формирование системы консультативного сопровождения и методической поддержки сотрудников образовательных организаций региона по развитию онлайн-обучения, созданию онлайн-курсов и их использованию в учебном процессе.

-        Широкое распространение практик успешного применения онлайн-курсов при реализации основных профессиональных образовательных программ и внедрение их в деятельность образовательных организаций региона.

-        Формирование и развитие компетенций студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования Томской области, а также других субъектов РФ в области онлайн-обучения.

А также реализации мероприятий:

-        формирование партнерской сети (2017-2025 годы).

-        организация очного обучения и обучения с использованием онлайн-курсов сотрудников образовательных организаций ВО и СПО по вопросам создания и использования онлайн-курсов при реализации основных образовательных программ (2017-2025 годы).

-        организация консультирования сотрудников образовательных организаций Томской области по вопросам создания условий для реализации виртуальной академической мобильности и размещения на ресурсе «одного окна» информации о возможности зачета результатов освоения онлайн-курсов в рамках основных образовательных программ (2017-2025 годы).

-        информационное сопровождение обучающихся, осваивающих онлайн-курсы (2017-2025 годы).

-        формирование компетенций обучающихся в области использования онлайн-курсов (2017-2025 годы).

-        профессионально-общественное обсуждение возможностей онлайн-обучения (2017-2025 годы).

-        распространение практик успешного применения онлайн-курсов при реализации основных профессиональных образовательных программ (2017-2025 годы).

-        организация и проведение аттестации и сертификации в области онлайн-обучения сотрудников образовательных организаций (2017-2025 годы).

-        материально-техническое обеспечение создания онлайн-курсов организациями Томской области (2018-2025 годы).

-        создание онлайн-курсов с участием сотрудников, прошедших обучение по программам повышения квалификации (2018-2025 годы).

-        вовлечение корпоративных структур в систему онлайн-обучения и развитие непрерывной переподготовки специалистов на основе открытых онлайн-курсов (2020-2025 годы).

Литература

  1. Малинов М., Мочалов С., Третьяков В., Ермакова Л., Павлова Л., Кондратова О. Разработка системы показателей для мониторинга вузов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52). C. 10–13.

  2. Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации // Парламентские слушания «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». 19.04.2014 г. - http://ode.susu.ru/dekanat/Zakonodatelstvo/PS19.05.2014MaterialMinobrnauki.pdf

  3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (утвержден приказом МОН РФ от 23.08.2017 г. № 816).

  4. Письмо МОН РФ «О создании и размещении онлайн-курсов», №05-1388 от 12.05.2017

  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов. Проект. http://fgosvo.ru/support/downloads/1943/?f=uploadfiles/proekty%20doc/proekt_onl.pdf

  6. Проект «Создание регионального центра компетенций в области онлайн-обучения», предусматривающий реализацию мероприятия «Создание системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения» приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», ТГУ, 2017 г. – 57 с.