09.12.2017
Дистанционное образование в России: успехи, тренды и перспективы
В конце минувшего лета Институт дистанционного образования ТГУ выиграл грант на создание регионального Центра компетенций в области онлайн-обучения. Сейчас коллектив института уже вовсю работает над реализацией этого проекта. О том, что предстоит сделать, а также об истоках, современных тенденциях и будущем дистанционного образования – в интервью с директором института Галиной Можаевой.
ТГУ одним из первых среди вузов России запустил дистанционные образовательные программы. С тех пор прошло уже почти 20 лет – в наступающем году ваш институт отметит юбилей. Расскажите об основных успехах, достигнутых за это время.
Это, прежде всего, Государственные премии, полученные нашей командой: премия президента РФ и премия Правительства. Это подключение к интернету школ региона. Это внедрение электронного обучения в кампус ТГУ. Это десятки успешных проектов по развитию дистанционного обучения и сетевого взаимодействия с вузами России. Это лидирующая позиция в масштабах страны по развитию онлайн-обучения и производству массовых отрытых онлайн-курсов, подтвержденная присутствием ТГУ на ведущих мировых и российских онлайн-платформах. Наконец, это разработанная еще в конце 1990-х годов концепция авторского сопровождения мультимедиа курсов. Идеальное качество обучения достигается тогда, когда преподаватель сам сопровождает разработанный им ресурс. Он лучше всех знает, что он хотел донести, и как дополнить тот материал, который есть в электронном курсе.
Раньше бытовало мнение, что дистанционное образование по качеству все же проигрывает традиционному обучению. Есть ли в этом своя правда, и от чего еще зависит качество дистанционного обучения?
Оно предполагает использование «тяжелых» и достаточно дорогих технологий: видеоконференц-связь, вебинары. Все они обеспечивают непосредственные, живые коммуникации между студентом и преподавателем. Удешевление дистанционного обучения происходит тогда, когда из учебного процесса выводят преподавателя, сокращая расходы и понижая качество, оставляя студента один на один с электронным ресурсом.
Как в ТГУ решается задача делать дистанционное образование качественным?
Мы всегда исходили из того, что обучение – это процесс коммуникативный, а технологии должны быть целесообразны и сопоставимы с педагогическими задачами и направлены на их решение. На качество работают интерактивные ресурсы и технологии, взаимодействие с преподавателями, сетевое партнерство.
Расскажите поподробнее о гранте, который вы выиграли.
Минувшим летом мы с большим отрывом победили в конкурсе на создание региональных центров компетенций в области онлайн-обучения в рамках приоритетного проекта «Создание цифровой образовательной среды в Российской Федерации». Получили на этот проект грант в 22 млн рублей на 3 года.
Что должно получиться на выходе?
За 2017-2019 годы мы в первую очередь должны сформировать лояльность к онлайн-обучению как в вузах Томской области, так и по всей Сибири. 1 200 преподавателей вузов пройдут повышение квалификации в области онлайн-обучения. Не менее 16 тысяч студентов мы ждем на онлайн-курсах и планируем выдать им сертификаты об обучении. Не менее 30-ти новых онлайн-курсов будут разработаны. Плюс активная работа по популяризации таких курсов – и в вузах, и в ссузах, и в школах.
Как рождаются темы для ваших курсов?
Мы проводим конкурс идей. Отбор очень жесткий – это должны быть курсы, которые поймут и примут люди из разных целевых групп. Проводится экспертиза содержания – нужно, чтобы оно было актуальным, соответствовало последним достижениям науки. А авторы должны быть яркими и харизматичными.
Кто основная аудитория этих курсов?
Это самые разные люди - от подростков 12-ти лет до пенсионеров в весьма преклонном возрасте.
Есть много бесплатных открытых онлайн-курсов. За счет чего удается их создавать?
Во-первых, открытые курсы работают на брендирование. Например, у нас за два года бесплатно проучились свыше 170 тысяч человек из 178-ми стран мира. Из них около 55 % впервые услышали о ТГУ. Мы начинаем этих людей приглашать к нам в университет и косвенно приносим доход. Есть и прямая монетизация. Обучение на курсах бесплатное, но если ты хочешь получить сертификат, тогда за него надо заплатить. Разработка же курсов идет за счет средств программы развития университета и различных грантов.
Какие тенденции прослеживаются сейчас в системе онлайн-образования?
Сейчас растет сектор неформального дистанционного образования. Невероятно популярны разного рода тренинги, короткие вебинары. Да, на выходе участникам дают не удостоверения и дипломы, а просто сертификат о том, что они проучились. Но работодатели стали принимать такие сертификаты – им важны компетенции, а не то, какая бумажка у человека на руках. Происходит сближение формального и неформального образования. Внедряются технологии виртуальной и дополненной реальности, социальные сервисы и технологии, образование приспосабливается к индивидуальным потребностям людей.
Что нового ждет нас в дистанционном образовании с развитием современных технологий?
На основе анализа аккаунтов в соцсетях, уровня образования человека, его профессиональной деятельности, хобби автоматизированные адаптивные системы будут подсказывать курсы, на которые стоит пойти учиться. Мы такую деятельность уже начали. Еще появился такой термин, как «эмоциональная информатика». Это способность информационных технологий распознавать эмоции пользователей, в том числе в процессе обучения. Отталкиваясь от этого, система посоветует, что человеку следует изучать, а за что лучше не браться. Это перспектива трех-шести лет.
Источник:
http://www.tomsk.ru/news/view/130176